Сегодня, 15 июня, депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон о техосмотре. В соответствии с законопроектом, в частности, отменяется прохождение техосмотра для новых автомобилей. Помимо этого процедура переходит из ведения МВД к коммерческим техцентрам, сообщает Русская служба новостей.
Напомним, президент Дмитрий Медведев поручил к 1 июля подготовить предложения о существенном упрощении процедуры техосмотра или о полной его отмене.
За принятие закона проголосовали 317 депутатов, против - 59, воздержался 1 парламентарий, передает «Интерфакс». Документ был инициирован депутатами Госдумы и принят в первом чтении 2 июля 2010 года, во втором чтении 14 июня 2011 года. Активная доработка документа началась весной текущего года.
В соответствии с текстом законопроекта активную роль в контроле за проведением техосмотра будут играть страховщики, которые будут выдавать полисы ОСАГО только при наличии технического осмотра. При этом оговаривается, что страховщик отказывает в заключении договора обязательного страхования, если действие талона ТО истечет более чем за полгода до окончания действия заключаемого договора ОСАГО.
Сама процедура будет проводиться в аккредитованных техцентрах операторами технического осмотра, которыми могут как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Их аккредитацией будет заниматься Российский союз автостраховщиков. Законопроектом предусмотрен с 1 января 2012 года двухлетний переходный период. В это время без аккредитации могут продолжать работу те центры ТО, которые работают сейчас. Размер госпошлины для них остается на прежнем уровне. Как сказал глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, таких центров около 3 тыс., из них 600 в ведении МВД, остальные - аккредитованы при МВД.
Закон также подразумевает, что методика расчета цены за техосмотр будет разработана правительством РФ, а тарифы установлены местными властями, пишет «Коммерсант». Кабинет и ГИБДД должны также установить правила прохождения техосмотра, технические требования к автомобилям и диагностическому оборудованию, которые могут быть упрощены по сравнению с действующими.
Именно вопрос цены вчера стал одной из самых обсуждаемых тем. "Написано, что размер платы за техосмотр устанавливается по методике правительства. Насколько она увеличит плату? — спросил первый зампред фракции КПРФ в Госдуме Сергей Решульский.— Сейчас нормочас на станции техобслуживания стоит 1,8 тыс. руб., в законе же прописано, что на техосмотр нужно два часа, то есть понадобится 3,6 тыс. руб.?" Опасение депутатов подтвердились после выступления представителя Минэкономразвития Евгения Ковтуна. "По нашим ожиданиям, с 1 января стоимость техосмотра составит около 2 тыс. руб. (почти в два раза дороже, чем по действующим московским тарифам.— "Ъ")",— заявил он, но сразу оговорился, что "в дальнейшем цена будет уменьшаться за счет сокращения процедур и операций, необходимых при осмотре". "Помню, как принимали закон ОСАГО, обещали, что обязательное страхование обойдется в 700 руб.,— отметил господин Решульский.— В какую сумму вылилось в реальности? Думаю, по аналогии с этим можно умножить названную Минэкономики цифру в пять-шесть раз". Претензии высказывались и по поводу участия Российского союза страховщиков (РСА) в контроле за операторами техосмотра. "РСА — это чиновничья организация, и мы меняем лишь кассира — раньше он был в погонах, а теперь он будет сидеть в РСА",— заявил зампред фракции ЛДПР в Госдуме Максим Рохмистров.
Новостью для депутатов стал и срок действия талонов техосмотра, выданных в 2010 году. Напомним, что 4 июня вступило в силу подписанное премьером Владимиром Путиным постановление правительства о введении годового моратория на техосмотр. Согласно документу, талоны, действие которых закончилось или закончится в 2011 году, автоматически продлеваются на год (это касается лишь легковых автомобилей с разрешенной массой до 3,5 т и мотоциклов). Однако вчера автор законопроекта, глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев заявил, что действие таких талонов продлевается до "начала действия нового страхового периода (то есть до получения полиса ОСАГО.— "Ъ") в 2012 году", добавив, что "эта норма синхронизирована с введением моратория". Это означает следующее: к примеру, действие талона заканчивается в ноябре 2011 года, постановлением Владимира Путина оно продлевается до ноября 2012 года, но законопроект ограничивает действие талона техосмотра сроком действия полиса ОСАГО (который заканчивается, к примеру, в марте 2012 года). Таким образом, объявленный премьером мораторий депутаты фактически намерены прервать своим законом.
Согласно тексту закона, планируется создание единой автоматизированной информационной системы ТО, с помощью которой будет вестись обязательный учет сведений о результатах проведения техосмотра, отмечает РИА Новости. Как ожидается, в дальнейшем, когда система заработает в полном объеме, страховщикам не нужно будет предъявлять талон техосмотра при покупке полиса ОСАГО. Однако первое время он еще будет выдаваться автовладельцам. За непредставление сведений в автоматизированную информационную систему коммерческим техцентром, согласно поправкам в КоАП РФ, предусмотрено наказание в виде штрафа до 50 тысяч рублей.
Чтобы предотвратить монополизацию рынка, в законе определена необходимость соблюдения нормативов минимальной обеспеченности того или иного субъекта РФ станциями или пунктами техосмотра. Как пояснил ранее Шишкарев, региональные власти при этом обязаны "обеспечить наличие достаточного количества пунктов и следить за тем, чтобы в регионе не было картельных сговоров".
В законе предусмотрен механизм защиты автовладельцев от злоупотреблений при проведении техосмотра. В частности, водитель на любом этапе прохождения ТО сможет забрать документы и уехать в другой техцентр, если увидит, что ему навязывают те или иные услуги. Вместе с тем, глава думского комитета выразил надежду, что дилеры будут дорожить своей репутацией и избегать подобных ситуаций.
Кроме того, законодатели впервые вводят солидарную ответственность техцентров и водителей за неисправности в автомобиле, которые явились причиной ДТП. Если страховая компания сумеет доказать, что процедура ТО была не соблюдена или проведена халатно и это стало причиной ДТП, то техцентр будет отвечать за такие нарушения.
В случае выявления дефектов в ходе ТО автомобилист будет обязан пройти его повторно в течение 20 дней. При этом за повторный инструментальный осмотр водитель будет платить за предоставленный объем услуг, если приехал повторно в тот же техцентр, и за всю процедуру техосмотра, если он выбрал для вторичного осмотра другой автоцентр.
Как неоднократно заявлял ранее Шишкарев, полной отмены техосмотра пока быть не может. Вместе с тем, приобретая новый автомобиль раз в три года, автовладелец избавляется от необходимости проходить ТО вообще.
Как сказал агентству ПРАЙМ замгендиректор страховой компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов, одна из новаций – это получение полиса ОСАГО только при наличии талона ТО актуального действия. "Поэтому ради удобства автолюбителей логичнее сделать так, чтобы эти документы человек получал в одном месте. Например, работа была налажено по схеме, существующей сейчас в дилерских центрах, когда в офисах продаж отведены места для представителей тех же страховых компаний, - отметил он. - Поэтому отвечая на ваш вопрос, о том, будут ли страховые компании как–то влиять на формирование рынка частных пунктов инструментального контроля /ПИКов/, скажу, что в создании никаких аффилированных ПИКов мы, страховщики, участвовать не будем. Наша задача в другом – создать новые каналы для упрощения прохождения ТО".
"Пока трудно понять, как будет проходить техосмотр в переходный период. Однако одна из моих гипотез заключается в том, что годовой мораторий на прохождение техосмотра может привести к тому, что через год может случиться катаклизм - в том смысле, что у пунктов соберутся чудовищные очереди из тех, у кого подошел к этому момент срок прохождения ТО и тех, кто проходит ТО после годовой отсрочки".
"Другая гипотеза: годовой мораторий на прохождение ТО переживут не все пункты. Мои личные наблюдения: сейчас на пунктах, где месяц назад были гигантские очереди, пусто, и есть опасения, что простой не позволит собрать средства на ту же аренду помещений пунктов или закупку оборудования. И следующая гипотеза: есть стратегический потенциал в плане подключения к процессу прохождения ТО так называемых СТОА – станции техосмотра автомобилей. Если они не дураки, то им это выгодно: они проводят стандартную диагностику, а затем в качестве совета клиенту пишут целый список рекомендаций по устранения различного рода дефектов - смена масла, прокачка тормозов, замена свеч, замена тормозных колодок и так далее. Психология такова, что большинство автовладельцев, понимая, что это стоит недешево, все же предпочитают не затягивать с проведением таких работ. Резерв СТОА – существенный, причем в РСА /Российском союзе страховщиков/, по новым правилам осуществляющем функции контроля за процессом техосмотра, заинтересованы в качественной диагностике и ремонте автомобилей", - сказал И.Иванов.