Сергей Марков, директор Института политических исследований:
Суть конфликта между Россией и Белоруссией в том, что российские власти готовы финансировать белорусскую экономику в том случае, если она движется в направлении соединения с российской, то есть, если происходит развитие по пути Союзного государства.
На протяжении нескольких лет президент Белоруссии Александр Лукашенко демонстрировал готовность к этому и соответственно Россия субсидировала белорусскую экономику, прежде всего, по части энергоносителей. Это субсидирование заключалось и в низких ценах на газ, и в отсутствии таможенной пошлины на продажу нефти в Белоруссию. Дело в том, что весь экспорт нефти облагается таможенным тарифом. Естественно повышается цены на нефть для потребителей. А на закрытом энергетическом рынке Белоруссии цена оказывалась низкой.
Когда движение по пути к созданию Союзного государства остановилось, российские власти отказались субсидировать белорусскую экономику. Мессидж, который посылает Россия, очень простой – если мы движемся по направлению к Союзному государству, тогда мы рассматриваем Белоруссию, как свою, тогда мы ее субсидируем. Если мы не движемся к Союзному государству, тогда мы ее рассматриваем, как чужую и уже не субсидируем.
Природа этого конфликта несколько отличается от природы конфликта с другими постсоветскими государствами, например, с Украиной, Грузией и другими. Там нет идеи Союзного государства, но там есть другая идея: мы не должны оказывать помощи никому, в том числе своим союзником, в снижении цен на энергоносители. Мы должны всем поднять цены до мирового уровня. А оказывать возможную помощь союзникам уже напрямую через другие инструменты: различные фонды, институты, примерно так, как это делают американцы.
Мы можем поддержать стратегическую цель российской позиции по этому конфликту, но мы, я думаю, должны подвернуть сомнению тактику, которая при этом используется. Доведение до торговой войны – не очень хорошая тактика. К тому же, если мы посмотрим на поведение тех СМИ, которые гиперкритически относятся к России и очень ее не любят, то мы увидим, что они просто в восторге от этого конфликта. И если мы производим какие-то действия, от которых наши противники в восторге, то имеет смысл задуматься, стоит ли такие действия продолжать. Я думаю, что сам конфликт между субсидиями, которые оказывает Россия Белоруссии и движением к Союзному государству, был неизбежен, но тактика могла и должна была быть выбрана несколько другая. И сейчас, продолжая тяжелые переговоры с Белорусским руководством по этому вопросу, мы не должны допустить антибеларусской истерики в СМИ, которая может подорвать стратегическое движение к Союзу.
Я думаю, что единственная формула, по которой мы можем заключить такое Союзное государство, это формула, по которой объединялись Гонг Конг и Китай, то есть одна страна, две системы.
Озабоченность белорусских властей очевидна. Это не только озабоченность тем, какое место займет Лукашенко в системе Союзного государства, но и тем, как бы не получилось так, что российские олигархи подомнут под себя белорусскую экономику. Также белорусы не горят желанием моментально оказаться в той сложной социальной ситуации, в которой живут россияне.
Белорусская элита озабоченна вопросом: а не получится ли так, что какие-то крупные куски белорусской собственности сначала скупят российские олигархи, а потом перепродадут их тем же американцам и европейцам, которые в свою очередь будут использовать их для свержения белорусского режима?
Все эти вопросы белорусской стороны должны быть учтены Россией.