Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает необходимым в процессе объединения Верховного суда и Высшего арбитражного суда не потерять достигнутый за последние годы современный уровень судопроизводства в арбитраже, пишет РБК. Выступая на форуме "Деловая Россия", Д.Медведев сказал: "Важно, чтобы в процессе реализации этой идеи не было потеряно то, что было достигнуто в последние годы - это все-таки довольно современный уровень судопроизводства в арбитражном суде и достаточно современные подходы к разрешению экономических споров. Мы не должны потерять тот позитив, который был создан в последние годы в системе арбитражного суда".
Премьер считает, что модель судебной системы быть разной. "Она может быть такой, как в странах континентальной Европы, когда существует и общегражданский суд, и торговый или арбитражный суд. Может быть американская модель, которая тоже имеет свои преимущества. Имею в виду соединение всех видов дел в одной структуре. Нам еще предстоит пройти довольно значительный путь, чтобы реализовать все эти идеи", - заметил Д.Медведев.
Идея объединения Верховного суда с Высшим арбитражным судом уже давно витала в воздухе, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Об этом пишет Российская газета, напоминая, что ранее объединить Верховный суд и Высший арбитражный суд предложил президент Владимир Путин. Глава государства попросил администрацию Кремля, представителей судейского сообщества и парламентариев проработать все необходимые вопросы и рассмотреть соответствующий законопроект уже на осенней сессии.
Тем временем специалисты расходятся в оценках предложения Путина. Вот, что, к примеру, сказал корреспонденту Клерк.Ру председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин: "Возможность объединения судов давно обсуждается в профессиональных кругах. В свое время, если помните, шла дискуссия вокруг возникновения самой отрасли хозяйственного права, отдельной от гражданского права. На мой взгляд, наблюдается некая искусственность в отделении рассмотрения хозяйственных споров с участием юридических лиц от общих гражданско-правовых процедур. Я бы не преувеличивал, конечно, степень разногласий между судами, но порой действительно обозначались различные подходы. Теперь будет единая практика. Лучшие формулы из практики ВАС, безусловно, сохранятся. Например, арбитражные суды были законодателями моды в части открытости информационной базы. Хотя закон об открытости судебной власти в свое время вносился как раз Верховным судом, затем существенно отредактирован Госдумой. Нельзя не отметить, что информационная база судов общей юрисдикции также в последнее время стала гораздо более открытой".
Глава "Пепеляев Груп" Сергей Пепеляев настроен куда более пессимистично: "Мне, как практику, эта идея очень не нравится. Я в ней практического смысла, направленного на защиту тех, кто обращается в суды, никакого не вижу. Есть наверное какая-то политическая подоплека, но она далека от нашей клиентуры... Мне кажется, это вообще идет вразрез с современными тенденциями российской судебной системы, которая состоит в том, чтобы суды специализировались на конкретных правовых проблемах. Например, не так давно было принято решение о создании специализированного суда по патентным правам. А здесь мы видим совершенно противоположную систему - создается монстр, который и швец, и жнец, и на дуде игрец… Думаю, что это приведет к деградации того хорошего, что уже наработано".
Эксперты «Четвертой власти» прокомментировали инициативу первого лица государства. Василий Тарасов, председатель Саратовского областного суда: «Давать какие-либо комментарии на данном этапе считаю преждевременным, поскольку предстоит огромная работа по выработке вариантов и условий возможного объединения. Любые предложения, высказанные без исследования соответствующих материалов, будут выглядеть «гаданием на кофейной гуще». Вне зависимости от результата и сроков реформирования судебной системы судьи - как арбитражных, так и судов общей юрисдикции - будут осуществлять свои функции в строгом соответствии с действующим законодательством».
Александр Байбаков, председатель Арбитражного суда Саратовской области: «Решение создать единый высший суд - это новая концепция, требующая формирования нового судебного органа, в компетенцию которого войдет весь перечень вопросов, рассматриваемых сегодня двумя судами. Как отметил президент РФ, в ходе реализации этой задачи предстоит большая, серьезная работа, предусматривающая внесение поправок в Конституцию Российской Федерации. На мой взгляд, несмотря на разную специфику работы арбитражных судов и судов общей юрисдикции, в перспективе их объединение принесет свои результаты, но какие - прогнозировать сложно. Пока еще это только заявление о намерении, нет ни законодательной основы, ни концептуальных подходов, поэтому ситуация не понятна. Реформа только в начале своего пути. Для того чтобы объединенные суды нормально заработали, понадобится время. Судить о том, продумана эта реформа или нет, можно будет только после достижения каких-либо результатов. Объединение обосновано, прежде всего, необходимостью единства судебной практики. Насколько оно будет эффективным в этом плане - пока не известно».
Объединение Верховного и Арбитражного судов не разумно. Такое мнение высказал корреспонденту "Росбалта" политолог Игорь Бунин, комментируя предложение президента РФ Владимира Путина объединить эти два суда в один. Арбитражный суд в сегодняшней России более прогрессивен, чем суды общей юрисдикции, считает эксперт. Если такое объединение все же произойдет, то предприниматели снова будут обращаться исключительно в Лондон для решения своих проблем, уверен он. Суды общей юрисдикции часто работают у нас "по звонку сверху" и в них высока коррупционная составляющая, — говорит Бунин.
Кроме того, сам проект по объединению Верховного и Арбитражного судов, по словам политолога, "имеет личностный характер" и направлен на то, чтобы отнять последний у его нынешнего председателя Антона Иванова, проявившего некоторое время назад неповиновение и не принявшего на работу человека президента, не имевшего юридического образования. Бунин прогнозирует, что в объединенной структуре Иванов не получит достойного места и потеряет свое влияние. Эксперт также не исключает, что таким образом "готовится место для Дмитрия Медведева". Однако, учитывая, что Медведев — человек амбициозный, Владимир Путин может предпочесть увидеть на этом месте более управляемого человека, предполагает Бунин.
Двадцать лет - очень маленький срок, чтобы вносить серьёзные изменения в Конституцию РФ. Такое мнение, сообщает Парламентская газета, высказала Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече в палате регионов с победителями Всероссийской школьной олимпиады по праву. Вместе с тем, слияние Верховного и Высшего арбитражного судов, о чём заявил президент РФ Владимир Путин, потребует изменений в Конституцию РФ. По мнению Валентины Матвиенко, это необходимость, и данные шаги помогут повысить доверие граждан к своей судебной системе. Отвечая на вопрос о том, почему законопроект о конституционном собрании «пылится» в Госдуме, Валентина Матвиенко высказала мнение, что такой Закон нужен, но только тогда, когда в отношении его политические партии найдут компромисс, а также когда к его принятию буду существовать конструктивные предпосылки. «Конституцию «вскрыть» легко, но это таит в себе массу опасностей», - считает Валентина Матвиенко.