Павел Святенков, политолог, член правления фонда «Институт развития»:
Главный итог саммита ШОС – демонстрация того, что Россия и Китай едины перед лицом Запада, у них есть консенсус относительно попыток Запада главенствовать в мире и создать новый мировой порядок, они противостоят этим намерениям.
Что касается перспектив этой организации на будущее, то думаю, что ШОС перспективна скорее для Китая, чем для России. Дело в том, что Китай активно увеличивает экономический оборот со странами Средней Азии. Экономический рост Китая вот уже несколько лет составляет более 10% в год. С учетом общего гигантского объема китайской экономики это может означать, что страны Средней Азии в ближайшие годы будут стянуты в экономическую орбиту Китая. Это происходит уже сейчас. Например, Китай активно прокладывает газопроводы и нефтепроводы стран Средней Азии на своей территории, потому что нуждается в энергетических ресурсах, Китай активно развивает двухстороннюю торговлю, Китай активно инвестирует в регион. Все это дает повод говорить, что Средняя Азия чрезвычайно быстрыми темпами уходит из-под влияния Москвы и попадает в сферу влияния Пекина. Соответственно, главный долгосрочный итог деятельности ШОС заключается в том, что Россия фактически передает влияние в регионе Китаю. Точно так же, как в начале правления Владимира Путина она зачем-то разделила влияние в регионе с США, допустив появление там американских военных баз.
Китайские эксперты последние несколько лет выдвигают идею создания Шанхайского экономического пространства, то есть свободной экономической зоны, куда бы вошли Россия, Китай и страны Средней Азии. Понятно, что такой сценарий был бы выгоден Китаю, поскольку он смог бы осваивать и Среднюю Азию, и российский Дальний Восток, и Сибирь.
Похоже, что ШОС все больше становится инструментом влияния Китая на ситуацию в среднеазиатском регионе и на ситуацию в зауральских провинциях России. Для России же это пока только локальный инструмент. В деле противостояния Западу – это инструмент, позволяющий России не попасть в изоляцию в своем достаточно жестком споре с Западом. Однако в перспективе ШОС несет если не угрозу, то опасность утраты Россией влияния в Средней Азии и опасность слишком большого усиления Китая на Дальнем Востоке и в Сибири.
Превращение ШОС в военную организацию типа «анти-НАТО» маловероятно по той простой причине, что Китай в отличие от Советского Союза, который противостоял в свое время западному блоку, слишком интегрирован в мировую экономику, он слишком зависит от Запада. Понятно, что военный союз в рамках ШОС – это, прежде всего, военный союз между Китаем и Россией как наиболее крупными державами. Вряд ли Китай будет сейчас создавать какие-то военные блоки. В настоящее время китайцы озабочены созданием вокруг себя зон свободной торговли. Они занимаются созданием крупной зоны свободной торговли АСЕАН - зон свободной торговли Японии, Кореи, Австралии, они активно лезут в Африку, они усиливают свое присутствие на Ближнем Востоке, они влияют на Пакистан и т.д.
То есть методы, которыми действует Китай – это не методы военного противостояния Западу, это методы экономического противостояния, это попытка с помощью экономических союзов заручиться поддержкой как можно большего числа государств, получать от этого взаимные экономические выгоды и противостоять Западу в рамках именно этой логики. Китай не будет воевать с Западом. Слишком взаимосвязаны их экономики. Поэтому вряд ли можно говорить, что ШОС станет военным блоком. Другое дело, что она может стать центром притяжения тех государств, которые не согласны с политикой Запада. Таких государств становится в мире все больше: тот же Иран, тот же Пакистан, который балансирует между США и Китаем. Поэтому я думаю, что военного блока не будет, но вполне возможен такой центр консолидации государств, не согласных с силовой экономической монополией и гегемонией Запада в мире.