Павел Святенков, эксперт Института национальной стратегии:
Выход Грузии из состава СНГ ожидался давно. Дело в том, что для того, чтобы выйти из состава СНГ, Грузия должна была не просто сделать об этом заявление, но и подождать некий срок. То, что она сейчас вышла из состава Содружества, неудивительно.
Сам по себе выход из состава СНГ является скорее демонстративным жестом, прежде всего, в адрес Москвы, чем имеет под собой какую-то подоплеку. В последние годы Содружество полностью утратило какое-либо влияние и престало быть действенным инструментом политики на постсоветском пространстве. По сути дела Москва сделала ставку на другие интеграционные объединения, такие, например, как ОДКБ в военной сфере или планируемый Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией в сфере экономической. Поэтому, естественно, выход Грузии из состава СНГ – это просто попытка плюнуть в лицо Москве, которая не создаст России каких-либо реальных проблем. Для Грузии это просто демонстрация, тем более, что грузины подчеркивают, что хотя они и вышли из СНГ, они не выходят из соглашений, которые были заключены в рамках СНГ. Таким образом они пытаются сохранить для себя те выгоды, которые могли бы быть получены от сотрудничества в рамках Содружества. В целом это решение просто свидетельствует о том, что отношения России и Грузии крайне напряжены, но в сущности ничего не говорит о реальном положении дел.
Естественно, это лишний раз подчеркивает, что СНГ перестало что-то значить на постсоветском пространстве, превратившись по сути дела в собирающийся время от времени клуб президентов государств, которых практически ничего не связывает.
Что же касается Украины, то ее выход из состава СНГ, разумеется, возможен, но сам по себе этот шаг имеет, повторяю, значение некоего жеста, потому что СНГ не является интеграционной структурой. Фактически уже при создании его назвали неким клубом по цивилизованному разводу бывших республик Советского Союза. С распада СССР прошло уже 18 лет, и процедура развода завершилась. Если говорить об Украине, то эта страна по сути дела всегда занимала особую позицию в рамках СНГ, она не стремилась участвовать в деятельности этой организации, она длительное время не ратифицировала соглашение о своем вступлении в СНГ. Поэтому выход Украины, конечно, не будет большой потерей. Это просто лишний раз будет свидетельствовать о том, что постсоветское пространство распалось, но это мы знаем и так. На постсоветском пространстве появились государства, которые уже ориентируются не на Москву, а на другие центры силы. Союзников у России осталось очень мало, да и те неискренни, о чем свидетельствует пример Белоруссии. Так что выход Украины был бы просто запоздавшим ударом по имиджу России как безусловного лидера на постсоветском пространстве, поскольку все понимают, что СНГ – это не просто организация постсоветских государств, а пророссийская организация постсоветских государств. Но учитывая, что СНГ, как я уже сказал, полностью утратило какое-либо влияние, превратившись в клуб, на котором не принимается никаких судьбоносных решений, реального значения этот шаг иметь не будет.