Павел Святенков, политолог, член «Русского клуба»:
Впечатление такое, что впервые за всю карьеру московского мэра за него взялись всерьез. Дело в том, что даже в период 1999 года, когда он являлся основным претендентом на федеральную власть, его критиковали не столько как мэра, сколько как федерального политика, и как только он прекратил свои попытки достичь какой-то должности федерального значения вроде поста президента или председателя правительства, претензии к нему сразу были сняты. В этот раз очевидно, что есть существенная попытка со стороны федеральных властей сместить московского мэра. Однако, с другой стороны, видно, что попытка эта достаточно острожная, потому что идет своего рода травля через СМИ, в то время как президент обладает согласно текущему законодательству правом просто-напросто уволить Лужкова без всяких предварительных телевизионных передач.
Таким образом, мы видим, что на Лужкова оказывается очень сильное давление с тем, чтобы он действительно покинул свой пост, но прогнозировать, уйдет ли он в отставку сейчас или нет, довольно сложно. Все-таки ресурсы московского мэра весьма значительны, и главное, что он может продавать федеральной власти, - это стабильность в столице, которую он гарантирует на протяжении 20 последних лет, стабильность, особо важную накануне предстоящих выборов в Государственную Думу, а затем и президента Российской Федерации. Поэтому ситуация вполне может сложиться так, что даже сейчас в обстановке явного недовольства федерального центра Лужков сохранит свою позицию.
Другое дело, что в стратегической перспективе его шансы сохранять кресло мэра постоянно снижаются, он уже не молод, ему 74 года. Его коллеги Шаймиев и Рахимов, такие же политические мастадонты, уже покинули свои посты, вот-вот покинет свой пост президент Калмыкии Илюмжинов, находящийся у власти сопоставимый с Лужковым срок. Иначе говоря, отставка мэра в ближайшие годы более чем вероятна, ему не удастся сохранять свой пост пожизненно. Но большой вопрос, сумеет ли федеральный центр тактически дожать его в данный момент, потому что если сейчас не обеспечить отставку московского мэра, то его уход в 2011 году будет выглядеть маловероятным по той простой причине, что в конце 2011 года уже должны состояться выборы в Госдуму, а в следующем, 2012 году, должны состояться президентские выборы, причем эти выборы пройдут по новому закону на срок не на четыре года, а на шесть. Поэтому услуги Лужкова как известного стабилизатора Москвы могут быть востребованы. Так что если сейчас не удастся уволить высшего московского руководителя, то, скорее всего, это дело может быть отложено на пару-тройку лет. Именно поэтому федеральные власти так спешат.
Исход же борьбы за кресло московского мэра предсказать довольно трудно. Федеральные власти понимают, что либо сейчас, либо через несколько лет, как минимум в 2013 году можно будет вернуться к этому вопросу. Раз так, они пытаются додавить Лужкова. Но еще раз повторяю, что очень сложно предсказать, удастся ли им это сделать. Все говорит за то, что Лужкову надо уходить, но слишком уж крупен регион, который он возглавляет, слишком уж значителен имеющийся в руках московского мэра административный, финансовый и организационный ресурс.