Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
Я считаю, что в истории с арестом девушек из группы Pussy Riot и в реакции общества на их акцию в храме высветились многие противоречия, которые существуют в нашем сознании, проявилось наше неоднозначное отношение ко многим вещам. Это не самое значительное событие отразило полярное восприятие каких-то самых очевидных вещей разными людьми, в том числе относящими себя к церкви и церковной общественности. Мы увидели, что в околоцерковной среде существуют чрезвычайно радикальные силы, это даже не столько сами церковники, сколько околоцерковная общественность, очень нетерпимая к инакомыслию. В этом смысле по своей нетерпимости они приближаются к мусульманским радикалам, которые считают греховным все, что выходит за церковные каноны и традиции. Видно, что в этом споре они доминируют, и голоса отдельных церковных либералов типа протодьякона Андрея Кураева практически не слышны. Наоборот, в адрес Кураева посыпались всякие обвинения. То есть можно сказать, что радикальное большинство в церкви преобладает.
Ну а что касается реакции всего остального общества, то оно тоже разделилось. Стало ясно, что наше отношение к церкви, к церковным святыням, правилам, традициям тоже далеко не столь однозначно, как это казалось раньше. С одной стороны, церковь является авторитетом, во многом традиционным, но с другой стороны, стало совершенно очевидным, хотя и раньше это было понятно, что реальный моральный авторитет церкви не столь высок. Значительная часть общества, в том числе современные горожане, либерально мыслящая интеллигенция к вот такому клерикализму, радикализму, исходящему от церковных кругов, относятся достаточно негативно. Симпатии многих представителей либеральной общественности как раз на стороне этих девушек. Если они и не поддерживают их поступок, который, конечно, является откровенно хулиганским, то, по крайней мере, сочувствуют им, поскольку они оказались в заключении и им грозит большой срок.
С моей точки зрения, сама по себе эта история не столь значительна. Трудно поддержать то, что сделали эти девушки, это действительно не очень красиво, но с другой стороны, мне представляется, что на фоне тех колоссальных проблем, которые у нас существуют: воровства, жестокости, несправедливости, притеснений, - их поступок в лучшем случае заслуживает нескольких слов осуждения. А когда молодым женщинам, матерям начинают за такие вещи грозить сроком, то это скорее усиливает жестокость и нетерпимость в нашем обществе, чем способствует его исправлению. Поэтому лично я считаю, что как раз следовало бы к этому отнестись мягко, с пониманием, пожурить, отпустить, просить больше так не делать, в общем, пойти по пути максимально мягкого наказания для виновников этой истории.
Сейчас руководство церкви, как мне кажется, тоже находится в некотором противоречии. С одной стороны, давят околоцерковные радикалы, которые требуют сурового наказания. С другой стороны, руководство прекрасно понимает, что все-таки церковь - это носитель добра, любви, всепрощения, христианских идеалов, а не мракобесия, язычества и нетерпимости. Поэтому настаивать на максимальном наказании тоже не очень красиво. Можно вспомнить, что сам Христос в свое время в церкви отчитал фарисеев, нарушил фарисейские каноны и за это был изгнан из храма, и многие другие вещи, которые говорят о том, что дух христианства состоит не в традициях, не в чинопочитании, не в следовании всем правилам и установкам, а именно в любви и всепрощении. Это противоречие в нашей церкви существенно. Отношение к религии у многих кругов близко к такому языческому, фарисейскому, чем к истинно христианскому.
С моей точки зрения, ситуация разрешится благополучно. Скорее всего, наказание будет не очень жестоким, но оно должно послужить уроком не только этим хулиганам, но и церковникам, которым надо во многом пересмотреть свои позиции.