Павел Святенков, политолог, член правления фонда «Институт развития»:
Не так давно прозвучавшие заявления о том, что студенты должны служить в армии, естественно, вызывают напряжение в российском обществе. И власти это понимают: идея « всех студентов хороша» только на первый взгляд, потому что понятно, что страна лишится специалистов и будет нарушена система их подготовки. При этом студенчество далеко не так политизировано, как кажется властям. И подобная мера (направить всех в армию) может взорвать общество, сделав его еще более оппозиционным, чем оно есть сейчас.
Предложение Шойгу о создании «научных рот» позволяет отыграть эту опасную идею назад и дает возможность компромисса. Это более перспективно, чем заставлять студентов в институтах с военной кафедрой в несколько приемов проходить срочную службу в летние каникулы. Сейчас такие студенты изучают военное дело на военной кафедре и по окончании вуза должны получить звание лейтенанта запаса после курсов. Если бы они проходили службу в летние каникулы, то получалось бы «ни уму ни сердцу» - понятно, что за три месяца научить человека военной специальности невозможно. Это пустая трата времени, причем, лишающая студента необходимого летнего отдыха.
Идея «научных рот» - более умеренная. Предполагается, что в них будут служить «талантливые ребята, которые, не покидая университетских стен, будут выполнять именно те работы, которые нужны Минобороны». То есть, здесь намечается еще и попытка создать такие «шарашки», где бы студенты бесплатно работали на министерство обороны. Посмотрим, что из этого выйдет.
Удастся ли получить какой-то ценный научный продукт при этом – сомневаюсь. Рабский труд по определению непродуктивен. Если человека насильно посадить что-то изобретать, открывать какие-то невероятные вещи, то скорей всего он будет неэффективен в этом качестве.
То есть, идея вполне разумна в плане отказа от того, чтобы забирать всех студентов в армию, но совершенно непродуманна в плане ожидания значимых результатов от их труда по специальности на благо Минобороны. Бесплатный труд непродуктивен. Тем более по военному призыву. Бывает, конечно, что ученый одновременно является и военным, но в такой роли обычно выступают отставные генералы, которые прошли службу, прожили жизнь, и на пенсии занимаются некими теоретическими построениями. А чтобы студент одновременно занимался подобными вещами, создавая, скажем, самолеты нового поколения, - я таких примеров не знаю.