Директор Агентства
прикладной и региональной политики, генеральный директор Совета по национальной
стратеги:
Коль скоро США согласилось с тем вариантом резолюции по Ирану, который
предложила Великобритания и Франция, значит, Америку эта резолюция устраивает.
Она, конечно, стало значительно более мягкой, нежели американский вариант, хотя
и ссылается на пункт семь Устава ООН, предусматривающий ввод санкций. Я думаю,
что Россия одобрит эту резолюцию. Скорее всего, эта резолюция будет принята.
С Ираном связано слишком много интересов. Введение санкций будет
означать рост цен на энергоносители, ведь Иран является одним из достаточно
серьезных поставщиков нефти, в том числе и в Европу. Вместе с тем, в вопросе
принятия санкций против Ирана будет иметь место предмет торга между Евросоюзом
и Соединенными Штатами. Для Америки в экономических санкциях большой потери не
будет, для них важно политическое решение в отношении Ирана. Экономические
потери, которые может понести Европа из-за введения санкций, американцы будут
обещать, некоторым образом, скомпенсировать, хотя я пока не представляю, как
это можно сделать.
Подвижки в решении вопроса Ирана можно считать положительным примером
взаимодействия Европы, Америки и России. Позиция Китая пока непонятна, но,
скорее всего, он тоже поддержит резолюцию по Ирану или воздержится от
голосования, и не будет накладывать вето на резолюцию Евросоюза.
Я думаю, что Иран не в восторге от тех воинственных заявления, которые
делают Соединенные Штаты чуть ли не ежедневно. На примере Ирака, по крайней
мере, было видно, что Америка может свергнуть действующий режим, и поэтому иранская
власть, да и народ тоже, не в восторге. К тому же, есть мусульмане, которые
являются более цивилизованными, чем нынешнее иранское руководство, которые,
наверное, оказывают давление на руководство с тем, чтобы оно пошло на уступки,
в том числе, и по ядерной программе.
Пока мы наблюдаем очень подвижный процесс. Он может пойти по пути политического
решения, но ничего нельзя исключать. Если Иран воспримет резолюцию Совбеза ООН
спокойно и пойдет на уступки в области своих ядерных устремлений, перестанет
делать достаточно резкие заявления относительно того, что эта страна скоро
овладеет ядерной бомбой, то тогда разыграется один сценарий. Другой сценарий
разыграется, если все останется по-прежнему. Тогда Америке ничего не останется
делать, как сохранить лицо и ввязаться в войну против Ирана. Я думаю, американская
власть сама не очень хочет в это ввязываться, поскольку понятно, что иранская
армия значительно сильнее, нежели иракская, тем более в Америке близится
очередной избирательный цикл. Пока мы наблюдаем игру. Насколько она серьезна
или несерьезна, покажет ближайшее будущее.
Я считаю, что Россия попытается смягчить резолюцию по Ирану. Возможно,
она будет настаивать на исключении пункта, предусматривающего ввод санкций. По
крайней мере, Россия попытается сделать некое лицо, продемонстрировать Ирану,
что она бы хотела сделать резолюцию еще более мягкой в отношении возможности
ввода санкций. Если эта поправка будет отклонена, то мы с этим либо согласимся,
либо воздержимся от наложения вето.
Продолжит ли Россия сотрудничество с Ираном в ядерной сфере после
принятия резолюции, будет зависеть от того, как поведет себя Иран. Россия предлагала
создание совместного предприятия, но Иран затормозил эту программу. Если Иран
возобновит переговоры с Россией по поводу создания совместного предприятия по обогащению
урана под контролем, в том числе, и МАГАТЭ, и будет более конструктивен, то это
будет один вариант. Если Иран будет действовать так же, как сейчас, то есть продолжит
обижаться на Москву, отворачиваться от нее, втихаря обогащать уран и пытаться
создавать ядерную бомбу, тогда мы должны будем занять достаточно жесткую
позицию относительно этой страны. Китай, в этом случае, тоже может отказаться
от той поддержки, которую он сейчас осуществляет иранскому руководству,
поскольку для Китая важно, чтобы сосед не размахивал ядерной дубиной.
Ситуация очень непростая. Для российских дипломатов очень важно сейчас
оценить степень как позитивного взаимодействия с Ираном, так и негативного.
Нельзя не учитывать наши внутренние факторы, в том числе, исламский фактор,
который в значительной степени может оказать давление на нашу внешнюю политику.
В первую очередь сюда можно отнести республики северного Кавказа, где у нас
тоже все непросто.
Иранскую проблему необходимо решать не только в рамках ООН, а всем
мировым сообществом, поскольку проблема Ирана весьма и весьма спорна с точки
зрения толерантности к остальному миру. Понятно, что нужны воспитательные меры.
Вопрос в том, кто воспитает Иран. Воспитатели бывают плохие и хорошие. Если бы
это был хороший воспитатель, то мировое сообщество, с одной стороны, решит
вопрос, как удержать Иран от развертывания ядерных программ, в том числе, военного
значения. С другой стороны, необходимо сделать так, чтобы Иран понял, что надо
вести себя цивилизовано. Для решения этих вопросов нужно использовать не только
ООН, а двух- и трехсторонние связи и взаимодействия с иранским руководством, в
том числе и неформальные. В частности, роль России здесь безусловно высока,
поскольку Иран и Россию связывают давние дружественные отношения, в том числе и
в советское, и в досоветское время. С учетом этого Великобритания, Германия и Франция
могут пойти на ослабление того проекта резолюции, который был предложен.
Надо дать нам сохранить лицо в глазах иранского руководства за то, что
мы будем детально приглядывать за ним и за тем, что оно делает в сфере ядерной
энергетики и обогащения урана.