Комитет Европарламента по иностранным делам единодушно проголосовал против того, чтобы включить узбекский текстиль в Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) - документ, сформировавший основу торгового сотрудничества между ЕС и Узбекистаном, начиная с 1999 года. Сделка снизила бы тарифы на импорт узбекского хлопка, который на сегодняшний день составляет одну четвертую часть экспорта Узбекистана, и открыла бы возможность поставлять текстиль оптом на европейские рынки. Узбекистан является пятым крупнейшим в мире производителем хлопка и третьим крупнейшим экспортером.
Прежде, чем включить узбекский текстиль в СПС, комитет хочет, чтобы международные организации убедились в том, что во время сбора урожая хлопка в Узбекистане не используется труд детей. Также комитет поддержал вопрос о внесении изменений в соглашение, предусматривающих то, что вопрос о включении в СПС "должен решаться голосованием в парламенте после того, как международные организации, и в частности Международная Организация Труда (МОТ) получат возможность провести тщательный и беспрепятственный мониторинг".
Автор этой идеи французский парламентарий Николь Кииль-Нильсен сказала радио "Свобода", что она была довольна результатом. "Европейский Союз не может допустить такой практики, и этот вопрос вполне ясен, я довольна результатом", - сказала она после голосования, состоявшегося 4 октября.
Также ЕС требует, чтобы МОТ подтвердила, что в этом направлении были реализованы конкретные реформы, были получены результаты "и практика использования принудительного труда и детского труда искореняется на национальном и местном уровне".
Правительство Узбекистана уже давно опровергало факт использования принудительного труда, утверждая, что сбор хлопка – это семейная деятельность. Чтобы успокоить Запад, Ташкент подписал конвенции МОТ по детскому труду и минимальном трудовом возрасте. Тем не менее, международные организации продолжают выражать обеспокоенность по практике использования детского труда, а Ташкент запрещает независимым международным наблюдателям приезжать в страну во время сезона урожая.
По имеющимся данным, от 200 тыс. до 2 млн. детей в возрасте от 9 до 15 лет работают на хлопковых полях с сентября по декабрь. Узбекское государство контролирует хлопковую промышленность страны, а школы вынуждены отправлять детей на хлопковые поля в качестве дешевой рабочей силы. "Дети не работают в небольших семейных предприятиях", - говорит Кииль-Нельсен. "На самом деле это организованный, принудительный труд. Они привозят детей на хлопковые поля и они живут там в ужасных условиях".
Решение Европейского Парламента по ограничению торговли с этой центрально-азиатской республикой коренным образом отличается от недавнего решения американских конгрессменов по снятию санкций против Узбекистана, что позволит Вашингтону сотрудничать с узбекским правительством в военном плане.
Санкции были введены в 2004 году ввиду многочисленных нарушений прав человека. Однако администрация Обамы стремится к тесному сотрудничеству с Ташкентом ввиду запланированного вывода своих войск из Афганистана, а также из-за ухудшающихся отношений с Исламабадом. Недавно США рассмотрели вопрос о возможном маршруте поставок через Узбекистан, который мог бы заменить южно-пакистанский коридор в качестве основного канала для транзита войск.
Вопрос о снятии санкций, по всей видимости, будет включен в законопроект о зарубежной деятельности, голосование по которому состоится в конце этого года.
Оригинал материала опубликован на сайте Centrasia.ru.