Карта сайта  l  Сегодня на сайте  l  Сделать стартовой  l  Добавить в избранное l  RSS-версия  l  Рассылка  l  Отправить email    
 
 
   
2015-04-30 21:00:58 

Пресс-релиз


Версия для печати 
Обсудить  

Отчет о результатах независимого мониторинга «Состояние защиты прав и интересов потребителей на рынке оказания страховых услуг» был представлен в ходе экспертного обсуждения, состоявшегося 27 апреля в Москве. Мониторинг был подготовлен консорциумом в составе Союза общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» (КонфОП) и международной организации Consumers International в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

«Результаты мониторинга свидетельствуют о недостаточном информировании потребителей о стоимости и особенностях услуг, предлагаемых страховыми компаниями и банками», - отметил Андрей Бокарев, директор Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», директор Департамента международных финансовых отношений Минфина России.  «Необходимо, чтобы все заинтересованные стороны – законодатели, регуляторы и участники рынка – обратили внимание на предложенные в исследовании рекомендации и предприняли шаги по улучшению ситуации. Наш Проект, в свою очередь, будет продолжать работу по повышению уровня финансовой грамотности населения, что поможет людям лучше разбираться в   финансовых услугах и предъявлять более высокие требования к их качеству», - подчеркнул он.

С презентацией итогов мониторинга выступил Председатель Правления КонфОП Дмитрий Янин. «К сожалению, можно констатировать, что страховой рынок в нынешней ситуации  не вызывает доверия у потребителя. Страховые компании не готовы прозрачно и понятно объяснять людям все существенные условия договора страхования», - заявил Дмитрий Янин. «В связи с этим, государству необходимо направить усилия на повышение прозрачности предоставляемых услуг, способствовать стандартизации типовых видов страхования. Это позволит давать понятные разъяснения по каждому из пунктов представленной информации с учетом различного уровня финансовой грамотности потребителей».

В качестве объектов исследования были выбраны 25 ведущих финансовых организаций, предоставляющих страховые услуги в 10 регионах России. Основной фокус исследования был направлен на изучение качества услуг в сфере автострахования, добровольного страхования имущества, а также страхования жизни и здоровья заемщиков. Методология исследования включала анализ информационных материалов на Интернет-ресурсах финансовых организаций и оценку качества предоставляемых услуг по методу «тайного покупателя».

По итогам исследования было выявлено 4 основных типа проблем, которые возникают в процессе взаимодействия потребителей и финансовых организаций.

В первую очередь, это отсутствие необходимой и достоверной информации на веб-сайтах исследуемых организаций. Так, ни один из исследуемых онлайн-ресурсов не содержит типовой формы договора и не приводит возможных вариантов урегулирования споров. Лишь в 4% случаев потребитель может узнать об исключениях, т.е. убытках или расходах, не подлежащих возмещению при наступлении страхового случая. Только половина организаций от совокупной выборки имеют на сайте калькулятор расчета стоимости полиса, а детальная информация о страховых рисках приводится в неявном виде, включая использование мелкого шрифта, наличие приложений и многостраничных правил.

Другой значительной проблемой является неадекватное изложение условий страхования в сводах правил, разрабатываемых страховщиком. Результаты исследования свидетельствуют, что лишь 1 организация из 25 приводит в правилах четкое и последовательное изложение условий, не вызывающих проблем в понимании. В остальных случаях правила страхования представляют собой многостраничный документ, в котором значимые для потребителя параметры могут находиться в различных частях документа, либо могут быть изложены в некорректной форме.

К третьему типу проблем относится навязывание страховых услуг путем предложения «коробочных решений», суть которых разъясняется потребителю неудовлетворительно. В случае оформления ипотечного кредита банки навязывают «свою» компанию, в которой производится страхование клиента, что ограничивает право выбора финансовой организации. Распространенным явлением при оформлении полиса автострахования КАСКО является навязывание франшизы. Почти четверть (24%) исследуемых организаций не предоставляет уточнений при выборе франшизы. Зачастую данная услуга включается в договор без ведома потребителя.

«Исследование показывает, что страховое сообщество не предпринимает достаточных усилий для установления цивилизованных отношений в этом сегменте. Потребитель не получает в полном объеме информацию, которая требуется ему для принятия решения о выборе страховой услуги. Более того, он часто становится заложником ситуации, когда дополнительные услуги ему фактически навязываются», -  отметил начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.

Наиболее острые противоречия отмечаются в разъяснении потребителям процесса выплаты страхового возмещения. 65% страховых компаний, проанализированных в исследовании, предлагают описание процедуры выплаты, но даже в этом случае в описании отсутствуют необходимые подробности. Так, при оформлении полиса автострахования 37% компаний включают дополнительные условия по пробегу и по количеству водителей, что влияет на сумму страховки, но эти статьи расходов не разъясняются при калькуляции.

По итогам исследования авторы представили 4 группы рекомендаций, направленных на защиту прав потребителей финансовых услуг на рынке страхования.

Основной акцент в первой группе рекомендаций сделан на совершенствовании договоров страхования. Исследование определяет потребителей как «экономически слабую сторону договора», нуждающуюся в защите. Такую защиту можно обеспечить за счет законодательно определенных требований по полному информированию потребителей об условиях предоставляемых услуг. Обязательным условием защиты  исследователи называют мониторинг качества и полноты информации, предоставляемой клиентам. Разработанная на основе результатов такого мониторинга стандартная форма предоставления информации поможет потребителю более ответственно подходить к вопросам заключения договора, анализировать свои потребности и риски.

Вторая группа рекомендаций относится к проведению мониторинга деятельности страховых компаний. Ссылаясь на международный опыт, эксперты рекомендуют исследовать претензии и проводить опросы потребителей, публиковать разъяснения по выявленным проблемам.

Особое внимание в третьей группе рекомендаций отводится регулированию деятельности страховых посредников. В числе рекомендаций – создание открытого реестра страховых агентов, законодательное разграничение и уточнение функционала страховых агентов и брокеров.

Рекомендации по доступности финансовых услуг представлены в четвертой группе. По мнению исследователей, задачи повышения финансовой грамотности населения на рынке страхования не могут быть решены без унификации терминологии и структуры правил страхования, а также разработки правил предоставления информации. Совершенствование защиты прав потребителей может быть реализовано с помощью развития системы досудебного разбирательства и представительства интересов потребителей в судах, включая развитие института страхового омбудсмена.  

В мероприятии приняли участие представители Министерства финансов Российской Федерации, Роспотребнадзора, Банка России,  ФинПотребСоюза, а также российские и международные эксперты в области регулирования рынка страховых услуг, представители общественных организаций.

***

Целью Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения ответственного отношения к личным финансам и разумного финансового поведения, а также совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг.

Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram

Контакты пресс-центра Проекта:

Олег Шульц    +7 (916) 798-48-47

Гончарова Татьяна  +7 (915) 318-82-87

fingram.press@gmail.com

 

По материалам Пресс-службы Министерства финансов Российской Федерации.




  • Не соучастники ли они?
  • Чтобы осуществлять «мягкое насилие», нужно иметь мандат на жёсткое насилие
  • Когда нужно, власть может и «капелюшечку ксенофобии» включить
  • Власть потворствует
  • Страшно далеки они от народа


  • Новости партнеров:

  •   Хомяков: Ходорковский не сможет уйти из политики

      Филатов: «У попа была собака, он ее …»

      Джемаль: Разбавленный Троцкий, Мордор и сортир

      Ремизов: Путин проводит точечную перенастройку системы

      Данилин: Фейк-митинг – закономерный итог года

    Рейтинг политических лидеров и неудачников недели (11 – 17 июня)
    Рейтинг политических лидеров возглавил министр МВД Колокольцев, по инициативе которого в ведомстве произошли существенные кадровые перестановки. Первую позицию в рейтинге неудачников заняли глава СК РФ Бастрыкин и главред «Новой газеты» Муратов, понесшие репутационные потери после скандальной истории об угрозах в адрес журналиста Соколова   подробнее 


    Все материалы раздела 


    Кирилл Иванов
    Молдавский кукловод
      подробнее 

    Роман Коноплев
    Приднестровье – форпост России или бандитский концлагерь?
    Глава Приднестровья Евгений Шевчук направил в Верховный совет ПМР законопроекты, направленные на повышение ответственности за клевету. Он требует рассмотреть их в режиме законодательной необходимости в срочном порядке.   подробнее 

    Кирилл Иванов
    Дудогло готов на многое. На грязи не остановится
    Кампания по выборам башкана (главы администрации) Гагаузской автономии на юге Молдовы вступила в самую горячую (а вернее сказать — грязную фазу).   подробнее 


    Вся аналитика 



    Онлайн казино Casino Room запустило слоты с новыми возможностями
    В отличие от старых игровых автоматов, где игрок должен был соревноваться с другими игроками, теперь имеется возможность сконцентрироваться именно на выполнении одиночных миссий.   подробнее 

    Эксперты сомневаются в необходимости объединения ВС и ВАС
    Бунин не исключает, что таким образом готовится место для Дмитрия Медведева. Однако, учитывая, что Медведев — человек амбициозный, Владимир Путин может предпочесть увидеть на этом месте более управляемого человека.   подробнее 

    Пустое место как источник международной напряженности
    Россия не имеет никакого касательства ни к бывшему сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену, ни к его перемещению по миру, он не пересекал границу РФ, заявил на пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров.   подробнее 


    Все материалы раздела 




       Кадыров опубликовал видео, где Михаил Касьянов показан под снайперским прицелом

       Михаила Касьянова во Владимире закидали яйцами

       Правозащитная организация «Агора» ликвидирована по иску Минюста

       Михаил Ходорковский объявлен в международный розыск по линии Интерпола

       Выборы президента США в 2016 году

       Кризис в России

       Ведущий Тимур Кизяков вошел в высший совет «Единой России»

       Ангела Меркель поддержала предложение президента Украины продлить санкции против России

       Pussy Riot сняли клип про Чайку

       Минюст РФ включил рязанский «Мемориал» в реестр иностранных агентов

    Все сюжеты 





    © «Lentacom.ru», 2005-2006.
    При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Lentacom.ru» обязательна.
    Информация о проекте:
    Реклама на «Lentacom.ru»:
    Адрес для пресс-релизов:
    .  .