Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые коллеги,
Хотели бы привлечь внимание к распространенному сегодня рабочему документу Российской Федерации относительно Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ).
Данная проблематика на протяжении многих лет является одним из центральных пунктов повестки дня обзорных циклов ДНЯО, в том числе и на нынешнем форуме. Несмотря на большой объем проделанной работы ощутимого прогресса нет. Поэтому важно, чтобы до конца следующей недели мы разработали и приняли тщательно выверенное решение, которое позволило бы в недалеком будущем выйти на первый практический результат, то есть созвать конференцию, которая дала бы старт движению в направлении создания зоны.
Российский документ ориентирован на содействие достижению этой цели. При его подготовке мы стремились в максимально возможной степени учесть различные, порой взаимоисключающие взгляды, имея в виду выйти на такой баланс интересов, который обеспечил бы вовлеченность в работу на этом направлении всех стран ближневосточного региона. Мы также постарались сохранить все оправдавшие себя элементы мандата 2010 года, несколько модифицировав некоторые из них. Одновременно учли ряд новых идей из рабочего документа Группы арабских государств.
Суть наших предложений в следующем.
Генеральному секретарю ООН поручается не позднее 1 марта 2016 года созвать конференцию по ЗСОМУ. Для того, чтобы это мероприятие стало успешным, предлагается безотлагательно приступить к прямым консультациям в различных форматах по усмотрению стран региона, включая, прежде всего, проведение подготовительных встреч, на которые должны быть приглашены все ближневосточные государства.
Обратите внимание – в отличие от документа арабских стран мы предлагаем созвать конференцию не через шесть, а через девять месяцев, чтобы дать больше времени на подготовку. Второй важный момент здесь состоит в том, что мы акцентируем необходимость прямых консультаций, то есть прямого диалога между заинтересованными сторонами. В этом, на наш взгляд, ключ к успеху. Отметим в данном контексте, что в нашем понимании роль Генерального секретаря состоит преимущественно в обеспечении организационной стороны дела. ООН не будет выступать в качестве посредника на переговорах. Достижение договоренностей – это прерогатива самих стран – потенциальных участников ЗСОМУ.
Ясно, что с учетом сложности данной проблематики необходимо предусмотреть достаточный период времени для подготовительных консультаций. Но очевидно, что подготовительный процесс не может продолжаться бесконечно долго. Поэтому мы и инкорпорировали в текст идею арабских стран об установлении четких временных рамок.
Цель подготовительных консультаций, с нашей точки зрения, должна состоять в достижении согласия по проектам повестки дня и итогового документа. Если консенсус по этим вопросам так и не будет складываться, Генсекретарь ООН не менее, чем за полтора месяца до истечения установленного срока в любом случае разошлет приглашения на конференцию всем странам Ближнего Востока. Каких-либо несанкционированных переносов сроков, как это имело место в 2012 году, не допускается. Об этом прямо говорится в российском документе.
Наши предложения предусматривают назначение Генсекретарем своего Специального представителя по этой проблематике. Содействовать процессу будут Россия, Соединенное Королевство и США, но уже не в качестве «соучредителей», а как соавторы резолюции 1995 года по Ближнему Востоку. Кстати, в документе арабских стран никакой роли для этой «тройки» в подготовительной работе не предусматривается, и напрасно. Решили восполнить этот пробел в своем документе.
Мы сознательно обошли стороной чувствительный вопрос о повестке дня Конференции. Понимаем, что до конца следующей недели договориться по этому аспекту не удастся. Как известно, суть спора состоит в том, включать или не включать в повестку вопросы региональной безопасности. По нашему убеждению, это стоит сделать. В конечном счете, весь замысел создания ЗСОМУ нацелен на то, чтобы укрепить безопасность в регионе. Но определяться по этому вопросу, в конечном счете, надо будет самим ближневосточным странам в ходе дальнейших консультаций. Резолюция 1995 года по Ближнему Востоку, которая определяет круг ведения предстоящей конференции, вполне допускает постановку этой темы на обсуждение. Надеемся, что в ходе дальнейшей работы ей будет уделено особое внимание, и сторонам удастся выйти на общие понимания и договоренности.
Хотели бы привлечь внимание к еще одному принципиально важному моменту: наш документ четко предусматривает, что все решения по вопросам существа в рамках подготовительного процесса и на самой Конференции будут приниматься консенсусом. Видим в этом залог участия в работе всех стран региона, а также необходимую предпосылку к достижению взвешенных и общеприемлемых решений.
Наши предложения предусматривают, что Генеральный секретарь ООН будет регулярно информировать государства-участники ДНЯО о достигнутом прогрессе.
Затрагивает российский документ и финансовые аспекты, о которых не следует забывать. Отсутствие соответствующих положений в мандате 2010 года вызвало значительные трудности, которые удалось устранить главным образом благодаря содействию правительства Финляндии. Теперь же мы предлагаем предусмотреть необходимость выделения государствами средств, необходимых для выполнения поставленных задач. Это, конечно, относится, прежде всего, к наиболее заинтересованным сторонам.
Рассчитываем, что наши предложения окажутся востребованными и помогут выйти на желаемый результат. Готовы внимательнейшим образом рассмотреть и в максимально возможной степени учесть замечания, в особенности от государств ближневосточного региона. Но, конечно, предложения по доработке текста могут быть инкорпорированы в проект только в том случае, если они не будут пересекать «красные линии» других стран и тем самым отдалять нас от консенсуса.
На сегодняшний день российские предложения оформлены в виде национального рабочего документа. Но если они получат широкую поддержку, были бы рады использовать их в качестве основы для принятия Обзорной конференцией консенсусного решения по ближневосточной проблематике.
По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.