Уважаемый г-н Председатель,
Ответы на транснациональные криминальные вызовы Россия выстраивает, руководствуясь основополагающими принципами и нормами международного права, прежде всего, Устава ООН.
Создание Организации Объединенных Наций стало одним из важнейших итогов Победы во Второй мировой войне, 70-летний юбилей которой человечество отмечает в этом году. Все мы в неоплатном долгу перед старшими поколениями, одолевшими нацизм в борьбе за утверждение идеалов мира и справедливости, за равные права народов и уважение достоинства человеческой личности. Мы чтим память отдавших свои жизни ради нашего будущего. Наш общий долг – не допустить забвения уроков истории и пересмотра итогов этой войны, которые закреплены Международным военным трибуналом в Нюрнберге и в Уставе ООН. Эти уроки также нашли подтверждение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о борьбе с героизацией нацизма (A/RES/69/160), принятой по инициативе России 21 ноября 2014 года.
Годовщина Великой Победы вновь со всей остротой ставит вопрос о необходимости адекватного реагирования со стороны международного сообщества на любые проявления расизма, ксенофобии, агрессивного национализма, религиозной ненависти, пропаганду нацистских идей, которые являются питательной средой для радикализации общественных настроений и насильственного экстремизма.
Рассматриваем Комиссию в качестве авторитетной международной площадки для консолидации усилий международного сообщества в поиске ответов на криминальные вызовы и угрозы. Высоко ценим вклад Комиссии в выявление новых тенденций и поиск решений проблемных вопросов в этой области. Рассчитываем на успешное проведение нынешней сессии, сфокусировав ее работу на практических задачах в борьбе с преступностью.
Позитивно оцениваем итоги состоявшегося в Дохе 12-19 апреля с.г. XIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Признательны катарской стороне и Управлению ООН по наркотикам и преступности (УНП) за высокий уровень организации мероприятия. Итоговой документ Конгресса – Дохийская декларация – важный ориентир нашей совместной работы на антикриминальном направлении.
Рассматриваем Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней в качестве универсальных и эффективных международно-правовых инструментов антикриминального сотрудничества. Отмечаем важность усилий по повышению эффективности выполнения Конвенции, включая создание ее обзорного механизма и закрепление за ним межправительственного характера с финансированием в основном из регулярного бюджета ООН.
Рассчитываем на комплексное рассмотрение в прагматичном ключе вопросов противодействия коррупции в ходе VI-й сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции 2-6 ноября с.г. в Санкт-Петербурге. Среди центральных тем форума видим взаимодействие с целью налаживания партнерства с бизнес-сообществом в борьбе с этим отвратительным явлением, серьезно сдерживающим нормальное развитие государств.
Среди актуальнейших направлений сотрудничества – борьба с незаконным оборотом объектов дикой природы, доходы от которого зачастую становятся финансовой подпиткой транснациональной преступности и ряда террористических структур. Россия активно участвует в международных усилиях по противодействию этому криминальному бизнесу. Поддерживаем деятельность УНП ООН в данной области. Особо отмечаем осуществление Глобальной программы борьбы с преступлениями в отношении диких видов флоры и фауны и лесных ресурсов, а также проводимое в настоящее время Глобальное исследование по этой теме. Выступаем за активизацию международного сотрудничества по данной проблематике, включая разработку под эгидой ООН соответствующей международно-правовой базы.
События последнего времени подтверждают тревожную тенденцию нарастания многоплановых террористических угроз. Терроризм укрепляется идеологически и финансово, в том числе за счет «взаимовыгодного сотрудничества» с транснациональной преступностью.
Международное взаимодействие в борьбе с такими вызовами должно быть выстроено на коллективных скоординированных началах при центральной роли ООН. Именно в этом русле идут принятые при активном вкладе России резолюции Совета Безопасности ООН 2170 (2014) от 15 августа 2014 г. и 2178 (2014) от 24 сентября 2014 г., нацеленные против наиболее опасных транснациональных террористических синдикатов и связанных с ними угроз, значительную долю которых несут с собой иностранные террористы-боевики из различных регионов мира. По инициативе нашей страны в феврале текущего года принята резолюция 2199 (2015) СБ ООН, направленная на пресечение финансовой подпитки террористических структур, прежде всего от незаконного производства и торговли нефтью.
Недавняя террористическая атака в музее Бардо в Тунисе ставит в практическую плоскость выработку с участием профильных международных структур и бизнес-сообщества рекомендаций по усилению защиты от криминальных угроз туристического сектора.
Одним из ключевых направлений укрепления общественной безопасности является наращивание усилий в борьбе с экстремизмом. В прошлом году принята Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Наряду с сохранением и укреплением правоохранительной составляющей в ней в качестве основной идеи предполагается конструктивное взаимодействие с институтами гражданского общества, широкое вовлечение системы образования и семьи. В Стратегии охвачены практически все направления государственной политики, включая национальную, миграционную, молодежную, культурную и информационную. Большое значение уделяется выявлению фактов распространения радикальной идеологии в средствах массовой информации и сети Интернет.
В Дохе в апреле 2015 г. участники Конгресса выразили обеспокоенность появлением новых форм транснациональной преступности, в первую очередь, связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и расширением масштабов использования Интернета. Имеющихся международно-правовых рамок борьбы с этим видом преступлений недостаточно, к тому же они несовершенны. Необходима правовая база и для оказания технического содействия в этой области. Поэтому принципиально важно разработать под эгидой ООН правовой инструментарий, отвечающий задачам совместного комплексного противодействия современным криминальным вызовам в сфере ИКТ.
Назрело также формирование глобальной договорной основы сотрудничества по вопросам взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче.
Положительно оцениваем усилия Межрегионального научно-исследовательского института ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ), прежде всего, по реализации при поддержке правительства ЮАР резолюции ЭКОСОС 2013/38 от 25 июня 2013 г. «Борьба с транснациональной организованной преступностью и ее возможными связями с незаконным оборотом драгоценных металлов».
Важно укрепить международное сотрудничество в области противодействия торговле людьми, и в частности, в реализации Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми на основе резолюции ГА ООН 65/293.
Позитивно оцениваем результаты антикриминального взаимодействия и в рамках других международных организаций и форумов: СНГ, ШОС, ОДКБ, БРИКС, ОБСЕ, Совета Европы, Евразийского экономического сообщества, ОЭСР, ФАТФ.
Важную роль отводим участию России в наращивании международных усилий по оказанию содействия заинтересованным государствам в построении и совершенствовании функционирования правоохранительных систем, способных адекватно реагировать на современные угрозы.
Намерены продолжать, в том числе под эгидой нашей Комиссии, наращивать равноправное сотрудничество по всем аспектам антикриминальной проблематики на основе взаимного учета интересов и неуклонного следования международному праву.
Г-н Председатель,
В заключение выражу уверенность, что под руководством возглавляемого Вами бюро работа сессии пройдет успешно и мы все вместе сможем добиться значимых практических результатов.
Благодарю за внимание!
По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.