Сегодня, 25 ноября, премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение, которым утвердил Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Об этом сообщает ИА «Росбалт» со ссылкой на правительственную пресс-службу.
Согласно распоряжению, министерству экономического развития поручено разработать с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и до 1 августа 2009 года внести в правительство прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года.
Кроме того, федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов РФ надлежит руководствоваться положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.
Как отмечает РБК, базовый, инновационный сценарий развития российской экономики до 2020 года предполагает рост ВВП в 2,3 раза по сравнению с уровнем 2007 года.
Разработчики Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (так называемой Концепции-2020) считают, что добыча нефти к 2020 году, согласно инновационному сценарию развития страны, вырастет на 9% по сравнению с показателем 2007 года. В случае же осуществления инерционного варианта, рост нефтедобычи в России составит 1,9%.
По сообщению РБК, если РФ будет придерживаться инерционного варианта развития, доля экспорта нефти в общем объеме добычи может снизиться с 52,7% в 2007 году до 51% в 2020 году. Если же будет реализован инновационный вариант, доля экспорта нефти снизится до 47,7% от общего объема добычи. Глубина переработки нефти в инерционном варианте увеличится с 71,7% в 2007 году до 81% в 2020 году, в инновационном — до 83% в 2020 году.
Концепция-2020 была разработана Министерством экономического развития (МЭР) России в марте этого года и существенно дополнена в июле. План развития страны на ближайшие 12 лет предполагает инновационный сценарий, согласно которому основной упор будет сделан на модернизацию традиционных секторов экономики. По мнению авторов проекта, это в несколько раз повысит производительность труда. В связи с этим годовой показатель ВВП на душу населения должен увеличиться с $13,9 тыс. до $30 тыс., и средняя зарплата будет составлять $2,7 тыс. в месяц, информирует Утро.Ru. Через 12 лет Россия должна выйти на 5-е место в мире по уровню доходов на душу населения по паритету покупательной способности.
Стратегической целью концепции является создание в России привлекательного образа жизни и инновационного общества и выход России на позиции глобального лидера. В случае реализации инновационного, социально-ориентированного сценария уровень среднего класса в России к 2020 г должен превысить 50 проц населения против 20 проц в настоящее время. Продолжительность жизни увеличится не менее чем до 75 лет, производительность труда возрастет кратно, в некоторых отраслях - в 4 раза, энергоэффективность экономики снизится как минимум в 2 раза, отмечает Прайм-ТАСС.
Реализовывать концепцию планируется в два этапа - до 2012 года будут создаваться условия и экономика начнет переход на новую технологическую базу, а с 2012 по 2020 гг. уже начнется развитие инновационной экономики. Кроме того, Россия должна стать лидером в 5-7 высокотехнологичных отраслях на мировом рынке, то есть занять 5-10 проц в определенных сферах, в том числе в ракетно-космической отрасли, авиационной, информационной и образовании.
Согласно Концепции, доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 процентов в 2007 году до 14 процентов в 2020 году, отмечает ИА «Финмаркет». Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.
При сохранении негативных тенденций численность населения РФ может снизиться со 142,1 млн человек в 2007 году до 140 млн человек в 2020 году, отмечается в концепции, добавляет NEWSru.com. Поэтому цель государственной демографической политики - обеспечение стабилизации численности населения на уровне не ниже 142-143 млн человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.
Уровень налоговой нагрузки на экономику России по итогам 2012 года должен снизиться до 34 проц. ВВП, отмечает «Финмаркет». А доля налогоплательщиков, которые имеют доступ к информации о состоянии расчетов с бюджетом по каналам связи и через Интернет, должна возрасти с 15 проц. в 2008 году до 50 проц. в 2010 году и до 55 проц. в 2012 году.
Кроме того, в 2010 году предполагается упростить административные процедуры по уплате налогов, а также реализовать меры по совершенствованию специальных налоговых режимов.
Ранее Минэкономразвития, в лице министра Э. Набиуллиной отмечало, что основные направления внешнеэкономической политики базируются на задачах долгосрочной концепции социально-экономического развития до 2020 года.
По ее словам, важнейшими направлениями являются уменьшение зависимости экономики от экспорта сырья и поддержка высокотехнологичного экспорта. Министр сообщила, что, в частности, планируется увеличить финансирование программ по поддержке экспорта, НИОКР. Кроме того, по ее словам, предполагается "рационализация импортной политики" с точки зрения импорта высокотехнологичного оборудования при одновременном поддерживании конкурентоспособности отечественного производства.
В качестве страновых приоритетов, по словам министра, предусмотрены интеграция в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭСа, развитие торговых отношений с СНГ, Китаем, Индией, ЕС.
Однако, если с направлениями внешнеэкономической деятельности определенность до 2020 года существует, то прогноз до 2030 пока отложен.
Тем временем, Минфин РФ уже обратился с письмом в правительство с просьбой перенести на 1 апреля срок внесения бюджетной стратегии на период до 2023 года. Ранее Минфин планировал доработать стратегию и внести ее в правительство к 20 ноября. Перенести срок решили из-за необходимости учесть в стратегии новый макроэкономический прогноз, который Минэкономразвития должно представить к 1 декабря. Также необходимо досогласовать стратегию концепции реформирования здравоохранения и образования и провести новые расчеты по пенсионной системе.
В каком-то смысле разработчикам концепции-2020 повезло, что ее согласование затянулось так надолго, пишет «Газета.Ru». Во всяком случае, к моменту оформления ее в официальное кредо руководства общую лучезарность провидимого будущего страны уже можно было разбавить пассажами про мировой экономический кризис и вызовы, которые он бросает нашим планам.
Будь этот масштабный документ утвержден летом, сейчас трудно было бы относиться к нему всерьез. Однако и сейчас, после всех корректировок, документ долгосрочного характера остается донельзя оптимистичным.
Предполагается, что кризис завершится к 2010 году без особых, по-видимому, последствий для России и построение новой, инновационной, свободной от административного пресса и чрезмерной коррупции экономики будет все-таки завершено к чаемому сроку. Сценарии, при которых власти пришлось бы прибегать к каким-либо чрезвычайным, непопулярным, по необходимости откладывающим реализацию инновационных планов на потом мерам, не рассматриваются.
Надо признать, что это довольно естественно, когда имеешь дело с написанием долгосрочных концепций. Обычная методология предполагает в рамках таких творений описывать три сценария — пессимистический, инерционный и желательный. Но и при обычном подходе к концепции первые два сценария чаще описываются в сжатой форме и исполняют функцию своего рода предостережения.
Минэкономразвития поначалу придерживалось именно такого подхода. Но к моменту издания Путиным распоряжения № 1662-р, превратившего теоретизирования ведомства в рамочный документ правительства, они из концепции пропали.
Не стоит, вероятно, упрекать премьер-министра в том, что он не внемлет предостережениям. Нынешняя ситуация в мире и в России настолько неустойчива, что описание возможных негативных вариантов развития событий может занять слишком уж много места и подорвать и так снижающуюся уверенность в своих силах.
Речь, в конце концов, идет действительно о долгосрочных планах, осуществлять которые придется в состоянии полной неопределенности.
Некоторой проблемой является то, что и среднесрочный документ, утвержденный распоряжением №1663-р, — направления деятельности до 2012 года — также отличается повышенным оптимизмом и даже некоторой грандиозностью задумок. И в нем тоже отмечается вызов, который ставит перед Россией «нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков, цен на энергоносители и продовольствие». Но и в нем отсутствует проработка варианта действий на случай негативного развития событий.
Самое, пожалуй, забавное отличие плана-2012 от концепции-2020 заключается в том, что в долгосрочной концепции имеется рассуждение об инновационной роли недавно созданных и уже поглощающих огромные ресурсы госкорпораций (и о том, что в конце концов они исчезнут в рыночном море), а в планах на будущее четырехлетие об этой роли не упоминается вовсе.
То есть сами госкорпорации появляются, но не в тексте «Основных направлений деятельности», а в табличке «Перечень проектов по реализации» этой деятельности. Что называется, сухо и без комментариев.
Но это мелочи. А в общем оба документа чрезвычайно схожи по своему тону — безмятежному и уверенному: уже это поколение граждан будет жить в новой России. С этим, кстати, было бы трудно спорить и в случае реализации негативных сценариев будущего...