Дмитрий Бадовский, политолог, эксперт Института социальных систем МГУ:
2008 год во многом оправдал репутацию високосных годов, что они всегда бывают крайне непредсказуемыми и часто сложными. В каком-то смысле за 2008 год мы пережили несколько «годов», несколько серьезных развилок и водоразделов в политическом и экономическом развитие и в этом смысле серьезно отличающихся друг от друга этапов.
Вся первая половина года прошла под знаком смены власти, передачи власти, формирования новой модели политической системы – тандемократии. В целом тот сценарий, который был разработан высшим политическим руководством, оказался вполне качественно и эффективно реализован, он оказался вполне жизнеспособным. В этом смысле первая половина года прошла в победительном настрое: внутриполитические и внешнеполитические победы чередовались ростом экономики, ростом макроэкономических условий в развитии страны, какой-то совершенно уникальной конъюнктуры (тех же сырьевых цен). Плюс многочисленные победы представителей России на спортивных и прочих аренах.
Конечно, важный развилкой стал военно-политический кризис, связанный с ситуацией на Кавказе, с ситуацией вокруг Южной Осетии и Грузии. Эта ситуация лишний раз доказала в том числе и эффективность новой российской политической модели. Действительно, военная операция, которая была достаточно эффективной, и последовавшие признания независимости Абхазии и Южной Осетии, – это события такого порядка, которые на длительную перспективу определяют контекст развития страны (даже не сами по себе, а по тому политическому весу, принципиальности политического выбора, которые необходимы для того, чтобы принимать подобного рода решения). Эти события можно назвать важными вехами политического развития, взросления, укрепления страны. Произошел очевидный водораздел, после которого 2008 год и вся его повестка в значительной степени перевернулись. Многие вопросы, которые до этого казались центральными, ключевыми и важнейшими, после этого как-то стали отходить на второй план и весь контекст, повестка и проблематика развития страны во многом поменялись.
Основным стал экономический кризис, который продолжает развиваться и естественно, что он далеко не закончился. Сейчас пока невозможно давать окончательной оценки, но понятно, что это принципиальный вызов для страны с точки зрения того, что кризис, конечно, делает невозможным прежде всего в социально-экономическом плане дальнейшее инерционное развитие и понятно, что выход из него в любом случае должен быть связан с существенным переосмыслением задач экономической и социальной модернизации. Формально можно будет считать, что он завершился, например, когда инфляция снизится, цены на нефть подрастут, индекс РТС опять будет высоким. Понятно, что это исключительно формальные вещи, а содержательно кризис продемонстрировал достаточно существенную неустойчивость экономической модели, которую мы имеем. Здесь, еще раз повторю, реальный выход из кризиса требует очень серьезного переосмысления стратегических целей и задач социально-экономического развития и реального перехода к тем модернизационным задачам, которые на уровне политических лозунгов давно провозглашены, но их реальная реализация в эпоху такой высокой конъюнктуры и таких рентных сфер доходов вряд ли была возможной, по крайней мере, реального такого модернизационного импульса не возникало. В этом смысле кризис, возможно, сыграет свою роль.